Любой масляный фильтр работает следующим образом — очищает проходящее сквозь его ячейки масло задерживая все то, что больше размера ячейки и при этом не снижая объём и скорость потока масла в расчетную единицу времени.
Особенно это актуально для АКПП где трансмиссионная жидкость является телом, напрямую участвующим в переключении передач и где снижение потока жидкости, приводит к неминуемому снижению давления в системе. То есть, если совсем просто — когда поток жидкости слабый, ему не хватает силы двигать шестеренки.
А поток становится слабым как мы уже поняли, в том числе и из-за того, что соты фильтра, через который он проходит забиты. И как только давление жидкости снижается, АКПП начинает чудить. А дальше больше, процесс становится лавинообразным — значительно усиливается износ фрикционов, соленоидов и так далее, до тех пор, пока коробка передач не встанет окончательно.
И все из-за какого-то копеечного фильтра, который почему-то вовремя не заменили.