Без масла двигатель будет работать совсем не долго, а потом заклинит.
Это известно всем, даже тем, кто вообще далёк от того, чтобы вникать в подробности работы двигателя внутреннего сгорания. Это раньше, при обучении на водительские права и устройство двигателя и принцип его работы изучать было жизненно необходимо. Станций технического обслуживания было немного и даже там, где они были, попасть туда было очень не просто. Поэтому, и обслуживание всего на свете в автомобилях, приходилось делать самому.
Сегодня все проще, главное запомнить сроки технического обслуживания автомобиля и неукоснительно их выполнять, а станций технического обслуживания вокруг, как грибов в осеннем лесу.
Как говорил один известный персонаж — «зачем мне знать географию, если есть извозчик» за точность не ручаюсь, но смысл именно такой. Однако, те автовладельцы, которые имеют хотя бы какое-то представление о работе двигателя, обращаются на СТО по поводу ремонта двигателя намного реже. Именно по поводу ремонта, а не обслуживания.
Любой механизм требует смазки. Смазка не только снижает трение соприкасающихся в работе деталей, но и не позволяет им перегреваться в результате трения. Возьмите в руку монетку и потрите ее об войлок, а потом потрите ее об войлок, обильно смазанный маслом, и вы сразу почувствуете разницу. Монетка в масле, будет нагреваться значительно дольше и нагрев будет не критичным.
Сухой металл от трения не только нагревается, он ещё и расширяется при нагреве и чем сильнее температура, тем больше и расширение металла, до тех пор, пока металл не потечёт, превратившись в жидкость. Именно поэтому происходит не только заклинивание подшипников, но и их сваривание с валом.
Старое, не заменённое вовремя моторное масло, конечно все же смазывать будет, и будет охлаждать трущиеся детали, но беда не в том, что оно старое, беда в потере маслом рабочих свойств.
Рабочими же свойствами моторного масла считаются:
1. Способность не закипать при высоких температурах.
2. Определенная густота.
3. Отсутствие воды.
4. Отсутствие загрязнения.
5. Не замерзать при низких температурах.
А теперь разберём подробнее:
Для того, чтобы масло имело необходимые характеристики, на заводе в него добавляют определенные присадки, которые как раз и позволяют моторному маслу не замерзать и не перегреваться, сохраняя при этом смазочные характеристики.
Со временем, поскольку трение, хоть и значительно ослабленное маслом, все же происходит, механизмы снашиваются и в масло попадает металлическая пыль или даже опилки и стружка. Попадает в масло и влага, которая образуется в результате перепадов температуры холодного и горячего двигателя, а присадки, наоборот, с течением времени стремятся покинуть своё место и выпасть в осадок. И через определённое время, в моторном масле уже полно растворенной в нем каши из металлических опилок, выпавших в осадок присадок и влаги. Масло, с потерей присадок, потеряло и своё важное качество — не замерзать и не закипать при нагревании. А в связи с присутствием в нем воды и металлических опилок — смазочные свойства. И это ещё половина беды.
Главная беда в том, что грязное моторное масло, попадая в очень тоненькие маслопроводы, напрочь их забивает, лишая возможности смазки важных узлов и механизмов двигателя. После чего они перегреваются и заклинивают. Как итог — двигатель на свалку.