Система привода навесных агрегатов двигателя, это одна из нескольких систем, которые в целом, собственно, и образуют такое понятие как автомобиль.
Автомобиль вообще, как вы уже поняли, состоит из набора взаимосвязанных систем, таких, например, как системы подвески, рулевого управления, тормозной системы, системы охлаждения и так далее.
Таким образом, и натяжитель приводного ремня (иначе называемый натяжным роликом или натяжным устройством приводного ремня) является узлом, который является частью системы привода навесных агрегатов двигателя, и представляет собой ролик с пружинным либо иным механизмом, за счет которого обеспечивается требуемая степень натяжения ремня.
То есть, состояние и работа натяжного ролика взаимозависима от состояния и работы как навесного оборудования, с которым он работает, так и от работы двигателя. Точно так же и наоборот, навесные системы и двигатель взаимосвязаны с работой натяжного ролика, ибо:
- если натяжение будет слабым, ремень будет проскальзывать по шкивам, что приведет к повышенному износу узлов и деталей, при этом эффективность работы агрегатов будет низкой.
- если же натяжение будет слишком сильным, то интенсивность износа элементов также возрастет, а нагрузка на узлы и агрегаты будет недопустимой.
А все вместе сказывается на работе двигателя. Так, что важность этого узла переоценить невозможно.
Все без исключения механизмы, где бы они не работали, имеют ограниченный ресурс и рано или поздно требуют, если это возможно, либо капитального ремонта, либо замены.
Ресурс натяжителя может быть различным для разных типов механизмов – простые эксцентриковые нуждаются в регулярной смене одновременно с ремнем, пружинные и демпферные имеют более длительный срок службы.
Поскольку все тесно взаимосвязано, то о необходимости замены натяжителя приводного ремня могут свидетельствовать следующие признаки:
- Наличие следов ржавчины и трещин. Внешне проявляются потеками ржавчины между рычагом и основанием, можно наблюдать, как ржавчина капает из натяжителя. Не помешает проверить, нет ли трещин либо повреждений на его рычаге, корпусе и кронштейне. Учтите, что ряд признаков можно увидеть, только сняв натяжитель. Капающая или вытекающая ржавчина свидетельствует о внутреннем износе элементов натяжителя. Трещины можно чаще всего наблюдать в области ограничителей хода и монтажных болтов. Для решения проблемы требуется замена натяжителя приводного ремня.
- Изношенный подшипник шкива. Чтобы обнаружить данную неисправность, вручную проверните шкив, включив двигатель и сняв ремень. Если ваши действия будут сопровождаться шумом, сопротивлением или неравномерностью вращения, причиной может являться износ подшипника шкива. Причина заключается в неисправности подшипника и/или шкив. Для решения проблемы требуется замена изношенного приводного элемента в сборе. Не стоит ограничиваться заменой только изношенного шкива, поскольку в скором времени вся деталь может выйти из строя.
- Изношенный шкив. Для изготовления шкивов используется пластик, нейлон или сталь, их поверхность может быть как гладкой, так и иметь канавки. Признаками неисправности являются зазубрины, трещины, выемки на гладкой поверхности шкива. Поверхность с канавками также не должна иметь дефектов, сами канавки должны быть чистыми, без следов износа и отличными по высоте. Ребра, расположенные на боковинах пластиковых шкивов, также должны быть без трещин и сколов. Причина неисправности заключается во врезающемся в шкив ремне. Проблема решается заменой натяжителя приводного ремня в сборе. Не стоит ограничиваться заменой только изношенного шкива, поскольку в скором времени вся деталь может выйти из строя.
- Несоосность блока натяжителя. Неисправность заметна по неправильному расположению ремня на шкиве натяжителя. Причина заключается в изгибе или несоосности монтажного кронштейна, неправильной установке натяжителя или коррозии/загрязнении, возникшей между его основанием и монтажной поверхностью. Для выявления проблемы можно воспользоваться лазерным нивелиром Gates DriveAlign® Laser. При отсутствии возможности устранения неисправности, потребуется замена вышедшей из строя детали.
- Наличие шума в натяжителе. Проблему можно обнаружить по доносящемуся из натяжителя скрипу и треску. Причина шума заключается в неисправности подшипников или зоны шарнира. Для решения проблемы необходима замена натяжителя. Для верной диагностики шума ременного привода вспомогательных узлов изучите соответствующее руководство.
- Несоосность рычага натяжителя. Неисправность заметна по неправильному расположению ремня на шкиве натяжителя, блестящим, гладким участкам или выемкам на его корпусе или рычаге. Причина заключается в контакте металла рычага с металлом корпуса пружины. В данному случае речь идет об износе втулки оси, устранение неисправности требует замены детали.
- Сильное биение рычага натяжителя. Характеризуется движением рычага натяжителя взад-вперед при работе. Причиной сильного колебания или постоянного биения является поломка демпфирущей детали или растяжение пружины. Вторая вероятная причина заключается в неисправности демпфера крутильных колебаний или обгонной муфты генератора. Проблема решается заменой натяжителя приводного ремня. В процессе обратите внимание на состояние демпфера крутильных колебаний и обгонной муфты генератора.
- Наличие скрипа и заедания в процессе перемещении рычага натяжителя. Для обнаружения признаков неисправности необходимо с усилием при помощи гаечного ключа провернуть натяжитель на полный ход (от остановки до остановки). Перемещение рычага должно быть плавным и свободным. При возникновении заедания, залипания или скрипа рычаг натяжителя нуждается в замене.
- Ослабление пружины. Обнаружить неисправность можно, переместив рычаг натяжителя на полный ход (воспользуйтесь для этого гаечным ключом). Вы должны прилагать определенное усилие для выполнения перемещения. В противном случае можно говорить об ослаблении пружины. Также об этом свидетельствуют визг ремня при проскальзывании, отсутствие вращения приводимых ремнем элементов. Проблема решается заменой натяжителя приводного ремня.
Признаков и показаний к замене натяжителя приводного ремня, как видите не мало и главное теперь, все сделать вовремя ну, а для этого необходимо обратиться на СТО.